Государственный профилактический проект
1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА.
В Республике Беларусь, как и в других странах мира, неинфекционная заболеваемость стала основной причиной высокой смертности населения и экономических потерь в связи с возникающей нетрудоспособностью и затратами на медицинское обслуживание.
Реализация в стране государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» обеспечит достижение медико-демографической устойчивости территории, осуществление государственной политики по профилактике болезней и формированию ЗОЖ, развитие здравоохранения на основе взаимодействия с органами власти и позволит решить следующие задачи:
- стимулирование создания и реализации территориальных программ, направленных на дополнительную мотивацию общества к физической активности, здоровому питанию, снижению курения, потребления алкоголя, отказу от потребления наркотиков, предупреждению травматизма, повышению культуры здоровья;
- расширение государственно-частного партнерства для создания и поддержания здоровьесберегающей среды жизнедеятельности населения, а также инвестирования в устойчивое развитие территорий в области здоровья и здравоохранения;
- партнерство с Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения по проекту «Здоровые города» и иными международными организациями.
Проект «Здоровые города» стартовал в Республике Беларусь в 2012 году, и его развитие было предусмотрено в Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы (далее – государственная программа). Ответственными исполнителями по реализации проекта «Здоровые города» на территории республики определены Министерство здравоохранения, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.
В проекте «Здоровые города», в том числе для реализации отдельных его элементов, задействовано 88 населенных пунктов страны.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕТИ.
В Послании Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. белорусскому народу и Национальному собранию от 19 апреля 2019 г. поставлена задача реализовать государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки» (далее – проект) и создать национальную сеть «Здоровые города и поселки» (далее – национальная сеть).
Реализация проекта и создание национальной сети позволят объединить усилия органов государственной власти, субъектов хозяйствования, общественных организаций и населения для интеграции проекта с задачами по реализации политики устойчивого развития административно-территориальных единиц по выполнению целевых показателей государственной программы, в том числе в рамках достижения показателей целей устойчивого развития.
3. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА.
Реализация проекта на уровне административно-территориальной единицы осуществляется по разработанным и утвержденным планам мероприятий, базирующихся на данных проведенного анализа медико-демографической, социально-гигиенической и экологической ситуации. Управление проектом осуществляется координационной группой управления (далее – группа управления) при Межведомственном совете по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Межведомственный совет).
Группа управления состоит из представителей государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также иных организаций. Возглавляет группу управления руководитель (координатор) из числа заместителей Министра здравоохранения.
Организационное сопровождение и обеспечение деятельности группы управления осуществляет ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».
Состав группы управления и ее руководитель утверждаются решением Межведомственного совета (или его председателем) по предложению Министерства здравоохранения и других заинтересованных.
Группа управления разрабатывает план основных мероприятий по реализации проекта сроком на пять лет и представляет его для утверждения решением Межведомственного совета (или его председателем).
На уровне административно-территориальной единицы областных, районных (городских) межведомственных советов (далее – территориальные межведомственные советы) создаются областные, районные (городские) отделения группы управления, состоящие из представителей органов местного управления и самоуправления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и других.
Состав отделения группы управления и его руководитель утверждаются на заседании территориального межведомственного совета по предложению органов местного управления и самоуправления и других заинтересованных.
Организационно-техническое сопровождение деятельности отделения группы управления обеспечивает территориальный центр гигиены и эпидемиологии.
Реализация проекта на уровне административно-территориальной единицы осуществляется путем ежегодного планирования.
4. ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Основные принципы реализации проекта и деятельности в рамках национальной сети:
организационная подготовка и поддержка местных инициатив, содействующих формированию у населения мотивации к здоровому образу жизни (далее – инициативы ЗОЖ), на основе использования передового опыта;
поиск и стимулирование инвестиций в модернизацию существующих и внедрение новых элементов здоровой городской среды;
планирование профилактических мероприятий на основе данных о медико-демографической ситуации, социально-гигиенического и экологического состояния территории;
интеграция мероприятий в рамках национальной сети с республиканскими и областными профилактическими программами и проектами.
Основные инициативы ЗОЖ:
- общегородские акции для стимулирования повышения двигательной активности населения, включая людей пожилого возраста и инвалидов;
- расширение доступности и увеличение посещаемости физкультурно-спортивных сооружений;
- создание инициативных групп по обучению формам двигательной активности;
- развитие велосипедного движения;
- стимулирование выпуска (реализации) предприятиями пищевой промышленности, торговли продукции с пониженным содержанием сахара, соли, жира, обогащенной витаминами и нутриентами;
- формирование у населения культуры здорового питания;
- последовательное внедрение современных организационно-структурных элементов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в учреждениях образования;
- внедрение новых форм коммуникации с населением для повышения культуры и формирования мотивации к здоровому образу жизни;
- проведение работы по оздоровлению рабочих мест;
- улучшение инфраструктурного планирования населенных пунктов, в первую очередь в части регулирования движения транзитного транспорта, роста протяженности улиц с твердым покрытием, развития безбарьерной среды, дополнительного озеленения и создания и (или) обновления внутригородских и пригородных зон отдыха и другое;
- разработка, поддержка (поощрение) и реализация инициатив на административной территории по наиболее актуальным темам с учетом медико-демографической, социально-гигиенической и экологической ситуации с вовлечением широких слоев населения;
- подготовка волонтеров и создание волонтерских клубов по ЗОЖ и другим вопросам;
- постановка вопросов, связанных с повышением ответственности субъектов социально-экономической деятельности за улучшение здоровья населения территории;
- партнерство с общественными организациями.
Работа в рамках национальной сети строится на межведомственном взаимодействии для сохранения и укрепления здоровья с охватом практически всех социальных и возрастных групп населения.
Инициативы ЗОЖ реализуются в различных формах:
праздники, акции и выставки здорового образа жизни, клубы здоровья и другое;
тренинги, круглые столы, лекции, слушания по конкретным медико-демографическим, социально-гигиеническим и экологическим проблемам города или поселка, в том числе с участием депутатов местных Советов и представителей общественных организаций;
анкетирование в фокус-группах населения и проведение социологических исследований.
Мероприятия в рамках реализации национальной сети отражаются в планах действий по профилактике заболеваний и ЗОЖ, в том числе как инструмент по достижению показателей целей устойчивого развития административно-территориальных единиц.
На республиканском уровне:
организуется проведение республиканского форума «Здоровые города и поселки Беларуси – движение к устойчивому будущему!»;
организуются соревнования среди административно-территориальных единиц, на территории которых реализуется проект и населенные пункты которых активно продвигаются для вхождения в национальную сеть;
обобщаются и распространяются на территориях административно-территориальных единиц Республики Беларусь лучшие примеры по реализации проекта.
На областном, районном (городском) уровне:
создается постоянно действующая система конкурсной оценки для выбора лучших инициатив ЗОЖ среди городов и населенных пунктов;
проводятся фестивали (конкурсы) населенных пунктов, участвующих в реализации проекта, по различным номинациям, отражающим степень активности деятельности для вхождения в национальную сеть.
5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Финансирование мероприятий проекта осуществляется в пределах финансового обеспечения государственных программ, за счет средств местных бюджетов, иных источников, не запрещенных законодательством, с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год.
Оценка эффективности реализации проекта приводится по основным и дополнительным критериям областными, районными (городскими) отделениями группы управления при методической помощи территориальных центров гигиены и эпидемиологии.
Выбор критериев осуществляется из базового перечня критериев, разрабатываемого группой управления.
Областными, районными (городскими) отделениями группы управления ежегодно подводятся итоги реализации проекта с оценкой его эффективности.