1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА.

В Республике Беларусь, как и в других странах мира, неинфекционная заболеваемость стала основной причиной высокой смертности населения и экономических потерь в связи с возникающей нетрудоспособностью и затратами на медицинское обслуживание.

Реализация в стране государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» обеспечит достижение медико-демографической устойчивости территории, осуществление государственной политики по профилактике болезней и формированию ЗОЖ, развитие здравоохранения на основе взаимодействия с органами власти и позволит решить следующие задачи:

  • стимулирование создания и реализации территориальных программ, направленных на дополнительную мотивацию общества к физической активности, здоровому питанию, снижению курения, потребления алкоголя, отказу от потребления наркотиков, предупреждению травматизма, повышению культуры здоровья;
  • расширение государственно-частного партнерства для создания и поддержания здоровьесберегающей среды жизнедеятельности населения, а также инвестирования в устойчивое развитие территорий в области здоровья и здравоохранения;
  • партнерство с Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения по проекту «Здоровые города» и иными международными организациями.

Проект «Здоровые города» стартовал в Республике Беларусь в 2012 году, и его развитие было предусмотрено в Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы (далее – государственная программа). Ответственными исполнителями по реализации проекта «Здоровые города» на территории республики определены Министерство здравоохранения, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.

В проекте «Здоровые города», в том числе для реализации отдельных его элементов, задействовано 88 населенных пунктов страны.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕТИ.

В Послании Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. белорусскому народу и Национальному собранию от 19 апреля 2019 г. поставлена задача реализовать государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки» (далее – проект) и создать национальную сеть «Здоровые города и поселки» (далее – национальная сеть).

Реализация проекта и создание национальной сети позволят объединить усилия органов государственной власти, субъектов хозяйствования, общественных организаций и населения для интеграции проекта с задачами по реализации политики устойчивого развития административно-территориальных единиц по выполнению целевых показателей государственной программы, в том числе в рамках достижения показателей целей устойчивого развития.

3. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА.

Реализация проекта на уровне административно-территориальной единицы осуществляется по разработанным и утвержденным планам мероприятий, базирующихся на данных проведенного анализа медико-демографической, социально-гигиенической и экологической ситуации. Управление проектом осуществляется координационной группой управления (далее – группа управления) при Межведомственном совете по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Межведомственный совет).

Группа управления состоит из представителей государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также иных организаций. Возглавляет группу управления руководитель (координатор) из числа заместителей Министра здравоохранения.

Организационное сопровождение и обеспечение деятельности группы управления осуществляет ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

Состав группы управления и ее руководитель утверждаются решением Межведомственного совета (или его председателем) по предложению Министерства здравоохранения и других заинтересованных.

Группа управления разрабатывает план основных мероприятий по реализации проекта сроком на пять лет и представляет его для утверждения решением Межведомственного совета (или его председателем).

На уровне административно-территориальной единицы областных, районных (городских) межведомственных советов (далее – территориальные межведомственные советы) создаются областные, районные (городские) отделения группы управления, состоящие из представителей органов местного управления и самоуправления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и других.

Состав отделения группы управления и его руководитель утверждаются на заседании территориального межведомственного совета по предложению органов местного управления и самоуправления и других заинтересованных.

Организационно-техническое сопровождение деятельности отделения группы управления обеспечивает территориальный центр гигиены и эпидемиологии.

Реализация проекта на уровне административно-территориальной единицы осуществляется путем ежегодного планирования.

4. ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Основные принципы реализации проекта и деятельности в рамках национальной сети:

организационная подготовка и поддержка местных инициатив, содействующих формированию у населения мотивации к здоровому образу жизни (далее – инициативы ЗОЖ), на основе использования передового опыта;

поиск и стимулирование инвестиций в модернизацию существующих и внедрение новых элементов здоровой городской среды;

планирование профилактических мероприятий на основе данных о медико-демографической ситуации, социально-гигиенического и экологического состояния территории;

интеграция мероприятий в рамках национальной сети с республиканскими и областными профилактическими программами и проектами.

Основные инициативы ЗОЖ:

  1. общегородские акции для стимулирования повышения двигательной активности населения, включая людей пожилого возраста и инвалидов;
  2. расширение доступности и увеличение посещаемости физкультурно-спортивных сооружений;
  3. создание инициативных групп по обучению формам двигательной активности;
  4. развитие велосипедного движения;
  5. стимулирование выпуска (реализации) предприятиями пищевой промышленности, торговли продукции с пониженным содержанием сахара, соли, жира, обогащенной витаминами и нутриентами;
  6. формирование у населения культуры здорового питания;
  7. последовательное внедрение современных организационно-структурных элементов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в учреждениях образования;
  8. внедрение новых форм коммуникации с населением для повышения культуры и формирования мотивации к здоровому образу жизни;
  9. проведение работы по оздоровлению рабочих мест; 
  10. улучшение инфраструктурного планирования населенных пунктов, в первую очередь в части регулирования движения транзитного транспорта, роста протяженности улиц с твердым покрытием, развития безбарьерной среды, дополнительного озеленения и создания и (или) обновления внутригородских и пригородных зон отдыха и другое;
  11. разработка, поддержка (поощрение) и реализация инициатив на административной территории по наиболее актуальным темам с учетом медико-демографической, социально-гигиенической и экологической ситуации с вовлечением широких слоев населения;
  12. подготовка волонтеров и создание волонтерских клубов по ЗОЖ и другим вопросам;
  13. постановка вопросов, связанных с повышением ответственности субъектов социально-экономической деятельности за улучшение здоровья населения территории;
  14. партнерство с общественными организациями.

Работа в рамках национальной сети строится на межведомственном взаимодействии для сохранения и укрепления здоровья с охватом практически всех социальных и возрастных групп населения.

Инициативы ЗОЖ реализуются в различных формах:

праздники, акции и выставки здорового образа жизни, клубы здоровья и другое;

тренинги, круглые столы, лекции, слушания по конкретным медико-демографическим, социально-гигиеническим и экологическим проблемам города или поселка, в том числе с участием депутатов местных Советов и представителей общественных организаций;

анкетирование в фокус-группах населения и проведение социологических исследований.

Мероприятия в рамках реализации национальной сети отражаются в планах действий по профилактике заболеваний и ЗОЖ, в том числе как инструмент по достижению показателей целей устойчивого развития административно-территориальных единиц.

На республиканском уровне:

организуется проведение республиканского форума «Здоровые города и поселки Беларуси – движение к устойчивому будущему!»;

организуются соревнования среди административно-территориальных единиц, на территории которых реализуется проект и населенные пункты которых активно продвигаются для вхождения в национальную сеть;

обобщаются и распространяются на территориях административно-территориальных единиц Республики Беларусь лучшие примеры по реализации проекта.

На областном, районном (городском) уровне:

создается постоянно действующая система конкурсной оценки для выбора лучших инициатив ЗОЖ среди городов и населенных пунктов;

проводятся фестивали (конкурсы) населенных пунктов, участвующих в реализации проекта, по различным номинациям, отражающим степень активности деятельности для вхождения в национальную сеть.

5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Финансирование мероприятий проекта осуществляется в пределах финансового обеспечения государственных программ, за счет средств местных бюджетов, иных источников, не запрещенных законодательством, с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год.

Оценка эффективности реализации проекта приводится по основным и дополнительным критериям областными, районными (городскими) отделениями группы управления при методической помощи территориальных центров гигиены и эпидемиологии.

Выбор критериев осуществляется из базового перечня критериев, разрабатываемого группой управления.

Областными, районными (городскими) отделениями группы управления ежегодно подводятся итоги реализации проекта с оценкой его эффективности.